Эксплуатация и обслуживание канатов стальных

После навески, обкатки и обтяжки канатов нужно произвести осмотр канатов, мест крепления и при отсутствии отклонений проводить их эксплуатацию в обычном режиме. Концы оборванных в процессе эксплуатации наружных проволок необходимо удалить из каната, сгибая их вперед-назад плоскогубцами до тех пор, пока проволоки не сломаются глубоко в зазоре между двумя наружными прядями.
Во время эксплуатации первичная смазка вырабатывается, поэтому канат нужно периодически смазывать (особенно в местах, подвергающихся перегибам) с помощью смазочного материала, рекомендованного производителем каната.
Техническое обслуживание каната должно проводиться регулярно, в зависимости от вида подъёмной установки, назначения и типа каната. Если вовремя и должным образом не смазать канат, то это может привести к серьёзному сокращению срока его службы.
Нанесение смазочного материала с помощью щёток, тряпок, перчаток или другими подобными способами довольно затратно, рискованно и неэффективно, потому что таким образом смазочный материал образует на поверхности каната плёнку, через которую может проникать водяной пар, накапливая конденсат и приводя к появлению ржавчины изнутри.
Перед нанесением свежего слоя смазки на канат необходимо очистить его от посторонних элементов, таких как пыль, песок, кусочки породы и т.д.
Тип и способ нанесения смазки должны обеспечивать равномерное покрытие всех проволок каната тонким слоем.
Не допускается использовать неочищенные или бывшие в употреблении смазки, т.к. они могут быть загрязнены спекшимися частицами или кислотами, что также может иметь отрицательное воздействие на канат.
Необходимо следить за состоянием ручьев на барабанах и блоках. Работа каната при изношенных ручьях приводит к уменьшению площади контакта и, как следствие, к деформации и нарушению конструкции каната.
В процессе эксплуатации крана, а также при его перевозке и монтаже канатно-блочные системы могут иметь следующие неисправности: выпадение каната из ручья блока; заедание канатов на блоках; закручивание грузового каната; перетирание канатов; обрывы проволочек, прядей и каната в целом; износ ручья и реборд блоков; поломка блоков.

Выпадение каната из ручья блоков приводит к перетиранию его об острые края металлоконструкций, обрыву и падению груза или стрелы. Канат может выпадать из-за того, что отогнулись ограждающие устройства, канат косо натянут по отношению к блоку или неправильно запасован. В последнем случае канат, заклиниваясь между ребордой и ограждением, отгибает его.
Заедание канатов на блоках может происходить в том случае, если заклиниваются подшипники блока либо канат задевает за ограждающее устройство блока. Ввиду того, что эти неисправности приводят к интенсивному износу ручья блоков и каната, их необходимо немедленно устранять. Если погнуто ограждение, его следует выправить или разогнуть, обеспечив свободный проход каната. Подшипники блоков необходимо прочистить и заполнить чистой смазкой или заменить новыми. Если забились смазочные отверстия, их необходимо прочистить.
Износ ручья и реборд блоков, как правило, возникает, если заедает подшипники блока или косо натянут канат. Когда подшипники плохо смазаны и их заедает, канат скользит по блоку, что в условиях абразивной среды (пыль, песок) приводит к быстрой выработке ручья или реборд блока. Особенно быстро вырабатываются блоки при малом угле охвата их канатом, так как сила давления каната оказывается недостаточной для вращения блока. При косом направлении каната происходит односторонний износ боковой поверхности реборд блоков. Чтобы предупредить это, следует избегать работ, вызывающих косое натяжение каната, оттяжек груза, подъема крюковой подвески до предела.
Закручивание грузового каната наблюдается при большой длине подвески. Это обычно происходит из-за того, что канат был неправильно размотан из бухты во время его запасовки на блоках или при большой жесткости каната. Предотвратить неисправность можно раскручиванием каната или применением приспособления против закручивания.
Перетирание канатов происходит, как правило, при их неправильной запасовке. В этом случае во время работы крана канаты касаются как друг друга, так и металлоконструкций. Канаты перетираются также, когда делается попытка поднять груз при закрученном канате. Так как работа крана с перетертым канатом может привести к падению груза или стрелы, необходимо предупреждать эту неисправность. Для этого следует разводить канаты на расстояние, при котором они не смогут задевать за металлоконструкцию и касаться друг друга. 
Основные контрольные точки: 1. проверка соединения концов каната на лебедке; проверка на предмет дефектной намотки вокруг лебедки, что вызывает деформации (расплющивание) и износ, который может быть довольно сильным вокруг зоны некорректного перетягивания;проверка на обрывы проволок; проверка на коррозию; проверка на деформации, вызванные динамическими нагрузками.

2. проверка участка каната, который проходит через шкив, на обрывы проволок и износ;проверка канавки шкива.
3. проверка участка каната, который проходит через шкив и, прежде всего, участка на шкиве, когда оборудование находится под нагрузкой; проверка на обрывы проволок и поверхностный износ; проверка на коррозию; проверка канавки шкива.
4. проверка на обрывы проволок; осмотр участка каната, расположенного над или рядом со шкивом; проверка на деформацию; проверка диаметра каната; проверка состояния концевого соединения.

Технический осмотр и критерии замены каната

 

В соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемныесооружения» для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рисунки 1-3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя.

Обрыв проволок
Необходимо сосчитать количество обрывов проволоки, заметных на поверхности каната. При этом с особым вниманием нужно осмотреть наиболее изношенную часть изделия. Для каждого каната устанавливается максимально допустимое количество обрывов проволоки на отрезок длиной в 6 или 30 раз больше диаметра каната. Обрывы проволок необходимо отслеживать на обеих длинах. Если количество обрывов проволоки превышает установленный минимум хотя бы на одной из двух указанных длин, канат подлежит замене.

Канаты кранов, предназначенных или используемых для подъема людей, для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в р зультате повреждения сердечника, внутреннего износа, разрыва (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных
канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
Примечание:
В случае обрыва проволоки должны быть четко видны оборванные концы.
В 6- и 8-прядных канатах обрывы проволоки больше имеют место в наружных слоях. Противоположная ситуация с многопрядными канатами, для которых характерны обрывы проволок во внутренней части, и поэтому они являются невидимыми.
Рекомендуется производить замену каната, когда проволоки с обрывом находятся близко
друг к другу на длине не больше чем 6d или на одной пряди.

 

Износ проволок
При проведении технического осмотра на предмет замены важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет их неизбежный обрыв. При наличии изношенных проволок промежутки между техническими осмотрами каната должны быть сокращены, а во время проверки обрывов необходимо также тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием. 
внутренняя и внешняя коррозия

Внешняя коррозия уменьшает диаметр проволок. Указания, приведенные в предыдущем пункте, распространяются и на подобные случаи, при этом устанавливаются более строгие меры предосторожности, так как коррозия вызывает более серьезные повреждения, чем износ.
Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается.